17 апреля 2017 года пассажиры и команда экипажа рейса 1380 из Нью-Йорка в Даллас оказались в смертельной опасности. Неисправная лопасть вентилятора пробила на левой стороне самолета дыру размером с окно. Мгновенно из панелей выпали кислородные маски, и пассажиры начали паниковать. Однако капитан экипажа, Тэмми Джо Шульц, сохранял спокойствие и взял внештатную ситуацию под контроль. Он благополучно приземлился в Филадельфии и спас сотни жизней.
Существует масса историй и примеров, когда лидеры оказывались в ситуации кризиса. Сейчас многие компании переживают период турбулентости и нестабильности из-за коронавируса. Команда Assessment Systems решила разобраться в том, какие навыки нужны лидерам во время кризиса, чтобы эффективно управлять бизнесом в VUCA-мире.
Кризис как обыденность
Каждая организация может столкнуться с кризисом. То, насколько эффективно она справится с этим явлением, зависит от действий лидеров. Эффективные руководители принимают решения быстро, основываясь на минимальном количестве информации. Они объединяют сотрудников и дают им верные ориентиры и видение. Знаете, в чем заключается основной признак процветающих компаний? Они занимают первое место, когда кризис спадает. Так какие же навыки и личностные характеристики нужны лидерам во время кризиса?
Лидерство во время кризиса
Согласно нашим исследованиям, эффективный лидер в кризисной ситуации действует так же, как и герой истории, капитан Тэмми Джо Шульц. Он остается спокойным, берет на себя ответственность и уверенно принимает критически важные решения. С таким поведением связаны две личностные характеристики личностного опросника Хоган: адаптация и амбициозность.
Во время кризиса сотрудники ждут от лидеров советов о том, как им действовать.
Если лидер паникует и сомневается в своих решениях, сотрудники тоже начинают паниковать, а в компании разраждается хаос. Лидеры с высокой адаптацией и амбициозностью быстро приспосабливаются к неожиданным изменениям. Например к таким, как внезапный переход на удаленную работу. Также эффективные лидеры регулярно общаются с сотрудниками и дают им советы относительно решения задач.
Каждый кризис вызывает у работников повышенный стресс. Даже если внешне лидер выглядит спокойно, то внутри он точно чувствует психологическое давление. Исследования показывают, что в состоянии стресса люди могут перестать вести себя, как обычно, и начать демонстрировать личностные деструкторы. Существует три основных категории деструктивного поведения:
- уход в себя — избегание проблемы
- конфронтация — борьба с теми, кто, как кажется человеку, вызывает проблему
- сотрудничество — получение доступа к проблеме и проявление микроменеджмента
(1) уход в себя
(2) конфронтация
(3) сотрудничество
Личностные деструкторы препятствуют эффективному преодолению кризисных ситуаций. Однако наши исследования показали, что самая губительная модель поведения лидеров в сложные для бизнеса времена — это уход от проблемы. Проявлениями такого деструктора могут служить следующие тактики:
- отрицание наличия проблемы
- убеждение в том, что проблема раздута
- отказ от борьбы с проблемой
Лидеры, которые эффективны во время кризисов, смело смотрят в лицо вызову. Они честны с самими собой и с коллегами в отношении масштабов проблемы и предпочитают действовать как можно скорее.
Результаты исследований также показывают, что наиболее эффективные лидеры проявляют сочувствие и остаются на связи с сотрудниками, клиентами и партнерами. Амбициозные и эмоционально устойчивые лидеры снижают уровень беспокойства в коллективе и создают видение будущего. Но сотрудники также хотят чувствовать, что организация их ценит и внимательно относится к их потребностям и проблемам.
Лидер должен объединять коллектив и поощрять взаимную поддержку.
Исследования показали, что у лидеров, эффективно справляющихся с кризисами, высокие баллы по следующим шкалам тестов Хоган: «Межличностная восприимчивость», «Альтруизм» и «Причастность». Эффективные лидеры также комфортно чувствуют себя во время изменений, неопределенности и риска. Поэтому низкие значения по шкале «Безопасность» также будет большим плюсом.
Лидерство во время кризиса — основные положения
Мировой кризис из-за коронавируса неизбежен, и организации должны к нему хорошо подготовиться. Самый лучший способ это сделать — иметь лидеров, которые смогут эффективно вывести компанию из трудной ситуации. Результаты наших десятилетних исследований в области бизнес-психологии и лидерства говорят о том, что наиболее эффективные лидеры быстро адаптируются, проявляют амбициозность, реалистично оценивают масштаб проблемы, настойчиво борются с ней и сочувствуют сотрудникам. У организаций с такими лидерами впереди блестящее будущее, хотя это можно не заметить во время самого кризиса.
Какие основные выводы могут вынести для себя лидеры, которые уже занимаются антикризисным управлением?
- Эмоции лидеров влияют на состояние команды. Если руководству удастся сохранить спокойствие и оптимизм, то и сотрудники будут эмоционально устойчивыми.
- Лидеры должны адекватно оценивать масштабы кризиса. Управлять компанией во времена изменений — сложно. Однако если руководители будут идти вперед, то после окончания сложных времен организация будет сильнее.
- Необходимо помнить о страхах и потребностях сотрудников. Разумеется, эффективный лидер должен быть решительным и целеустремленным, но сейчас не время играть роль «большого сильного босса». Главный приоритет во время кризиса — это благосостояние команды. Следует создать атмосферу сотрудничества, прислушиваться к проблемам и потребностям работников и всегда быть с ними на связи. Все эти практики помогут поддержать результативность сотрудников и преодолеть кризис.
* Источник: Hogan Assessment, авторы Chase Borden, Kimberly Nei, и Ryne Sherman;
адаптация: Jaroslava Turkova, продуктовый менеджер Hogan, Assessment Systems
Хотите выявить настоящих лидеров в вашей компании?
Узнайте больше об оценке лидеров и руководителей у наших консультантов!