Почему менеджеры не справляются — самые распространённые ошибки (ЧАСТЬ 3)

Быть менеджером не так уж просто. Должность менеджера предполагает наличие различных компетенций, которые охватывают все виды навыков: от разработки стратегии, управления бизнесом, процессами и ресурсами до социальных навыков и лидерства. Ещё сложнее приходится начинающим менеджерам, на которых внезапно возлагают совсем не те обязанности, на которые они рассчитывали, устраиваясь на работу. Чтобы стать специалистом в конкретной области и руководить работой других людей, нужны совершенно разные навыки. Существует несколько ловушек, в которые может попасть менеджер. Ниже перечислены первая пятёрка самых распространённых причин менеджерских неудач, согласно данным исследования

1. Боязнь рисков и нерешительность

Риск — неотъемлемая часть бизнеса. Не всех рисков можно избежать. С одними из них справиться легко, с другими — гораздо сложнее. В таких случаях многие менеджеры стремятся «перестраховаться». У такого подхода есть свои краткосрочные выгоды, например, он позволяет принимать более взвешенные и безопасные оперативные решения, но в долгосрочной перспективе излишняя осторожность может негативно повлиять на инвестиции и рост компании.
В рискованных ситуациях сложнее всего справиться с эмоциями, не позволить страху и мыслям о возможных последствиях помешать трезвой оценке положения. Не каждая рискованная ситуация заканчивается катастрофой.

Если вам знакомы эти трудности, то, в следующий раз обдумывая серьёзную проблему или непростое решение, представьте себе худший сценарий — так ли он так ужасен? Принимайте решения своевременно и планируйте свои действия на случай удачного и неудачного исхода.

Кроме того, вы можете использовать свой страх и умение видеть потенциальные слабые места на благо компании и усовершенствовать существующие процессы.

2. Отстранённость и недостаточные коммуникации с сотрудниками

Как менеджер вы берете на себя большую ответственность за повседневную деятельность. В сравнении с другими делами, которые требуют вашего внимания, может показаться, что общение с починенными не так уж важно. Но имейте в виду, что выполнение работы зависит именно от сотрудников и все ваши планы и усилия, которые вы вкладываете в планирование, встречи, переговоры и разработку стратегии, окажутся напрасными, если подчинённые не замотивированы следовать за вами.
Нет ничего плохого в том, чтобы казаться независимым и сильным лидером в глазах сотрудников, но не менее важно оставаться доступным для них. Для начала выделите в своём графике время для сотрудников, ответьте на их вопросы, предоставьте им конструктивную обратную связь или просто пообщайтесь с ними. Дайте им возможность узнать вас и попытайтесь лучше узнать их. Узнайте об их проблемах на работе, с уважением отнеситесь к ним и предложите свою поддержку. Простое присутствие и умение слушать могут творить чудеса.

3. Нежелание признавать ошибки и попытки сгладить ущерб обаянием

Находчивость и обаяние, безусловно, являются ценным активом в деловом мире, и при правильном использовании с ними можно далеко пойти. Но что происходит, если злоупотребить этими качествами и перейти границы? Что происходит, если вас призывают к ответственности?
Главное здесь — осознать, что правила существуют не просто так и их нужно уважать. Поймите, что доверие нельзя воспринимать как должное. Вам могут простить ошибки пару раз, но это не продлится вечно, каким бы обаятельным человеком вы ни были. Старайтесь выполнять свои обещания и брать на себя ответственность за свои действия, чтобы сохранить доверие других людей.

4. Подозрительность к чужим намерениям и недоверие к сотрудникам

Возможно, вам как менеджеру действительно не стоит слепо доверять новым людям и новым идеям. Небольшая доля скептицизма пойдёт на пользу вашей работе и поможет защититься от неблагоприятных исходов.
Но если вы ставите под сомнение всё и всех, это уже не помогает, а мешает развитию.
Постарайтесь понять, что у людей не всегда есть скрытые мотивы. Признайте, что их благие намерения и знаки дружеского внимания искренни. Кроме того, предоставляя обратную связь, попробуйте назвать хотя бы три положительных качества и рассмотрите их так же подробно, как отрицательные.
Используйте свой критический склад ума во благо: вместо того чтобы только указывать на недостатки, расскажите, как их исправить, независимо от того, касаются они сотрудников или организационных процессов.

5. Конформизм и неумение отстаивать сотрудников перед высшим руководством

Менеджерам часто приходится представлять интересы своих сотрудников перед высшим руководством, клиентами или коллегами из других отделов. Некоторые очень хорошо справляются с этой задачей и укрепляют взаимное доверие в своей команде. Другим не удаётся одинаково хорошо заботиться о собственной репутации и отстаивать интересы команды. Они занимают нейтральную позицию или просто соглашаются с мнением начальства.
Но в сложных ситуациях эти менеджеры забывают, что лояльность и доверие должны быть обоюдными: если вы хотите иметь надёжную команду, которая будет прилагать больше усилий, чем от неё требуется, не бросайте сотрудников, когда они полагаются на вас. В отличие от ухудшения отношений с начальством, потеря доверия команды действительно может стать катастрофой для вашей работы.
С другой стороны, как менеджер вы должны создать репутацию в организации, и для этого нужно уметь стоять на своём. Конформизм — не всегда лучший выход. Научитесь определять ситуации, в которых противостояние необходимо. Готовьтесь к подобным ситуациям, учитесь чётко и уверенно излагать и отстаивать своё мнение.

Если вы хотите узнать больше о самых распространённых ошибках управления, не пропустите нашу следующую статью, в которой будут описаны ещё шесть управленческих проблем!