Ценность оценки компетенций будущего

Эмоциональный интеллект, стратегическое мышление, осознанность, цифровая грамотность… Этот список компетенций будущего можно продолжать бесконечно. Такие знаменитые институции, как ООН, Forbes, World Economic forum, OECD и Deloitte уже создали свои рейтинги навыков и компетенций, предопределяющих успешность в XXI веке. Но почему эта тема стала так популярна именно сейчас? Стоит ли что-то, кроме «хайпа» за бесчисленными классификациями и новыми профессиями? И в чем заключается ценность оценки компетенций будущего? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к Павлу Меринову, старшему консультанту Assessment Systems.

У Павла 7 лет опыта в области оценки и моделирования компетенций, а также глубокая экспертиза в стратегическом планировании, управлении клиентским опытом и инновациями. В дополнение к своему HR-консалтинговому багажу он занимает должность доцента «Высшей школы экономики» и глубоко погружен в современный образовательный процесс. Павел поделился своим взглядом на сущность компетенций будущего, рассказал о ценности их оценки и развития.

Павел Меринов
Старший консультант Assessment Systems, эксперт по оценке и развитию лидерства, разработке стратегий и инноваций.

Павел, как вы считаете, что такое компетенции будущего? Почему эта тема пользуется такой популярностью в HR-сообществе?

Тема компетенций будущего и метакомпетенций стала популярной не так давно, и в последнее время мы наблюдаем настоящий бум внимания к этим сложным аспектам деятельности экспертов, руководителей и вообще человека будущего.

Можно легко заметить, что нет единой классификации компетенций будущего. Разные ассоциации и организации используют свои системы, рейтинги и подборки. Где-то эти перечни отличаются, где-то – сходятся, но они посвящены одним и тем же категориям.

Встреча Hogan club "Метакомпетенции будущего"

31 марта в 17:00

Вне зависимости от классификации, компетенции нужно использовать как навигационную систему, чтобы ответить на вопрос: как человеку сохранить конкурентоспособность в уже наступившем будущем?

 

Компетенции будущего – это то, что будет отличать сотрудника от постоянно развивающихся технологий и станет признаком его успешности в целом.

При этом при всем многообразии терминов, компетенции будущего попадают в несколько общих категорий. Приведу несколько примеров:

  • Внутриличностные компетенции – глубокая концентрация, управление вниманием, осознанность
  • Межличностные компетенции – эмоциональный интеллект, способность выстраивать клиентоориентированное взаимодействие
  • Технические компетенции – цифровая грамотность, навыки работы с цифровыми платформами
  • Компетенции, связанные с мышлением – критическое, креативное и системное мышление
  • Компетенции, связанные с управлением бизнесом – стратегическая гибкость, международно-локальное управление, и т.д.

И мы понимаем, что эти группы компетенций находятся в более широком глобальном контексте.

Павел, спасибо за такой структурный подход и целостное видение. А почему важно оценивать и развивать компетенции будущего?

Я отвечу просто. Оценивать и развивать компетенции будущего нужно ровно по той же причине, по которой это следует делать с любыми другими компетенциями. По своей сути компетенция – это описание того, что на уровне поведенческих индикаторов делает деятельность сотрудника успешной и эффективной. С другой стороны, компетенция – это стандарт, система координат, то, к чему стоит стремиться.

Понимая степень развитости компетенций у сотрудника, мы можем оценить и спрогнозировать его эффективность, соответствие должности, потенциал для роста, готовность занять более высокую управленческую позицию. Поэтому важность оценки и развития таких компетенций подтверждается тем, что многие компании уже включают в свои модели компетенций или профили успеха гибкие навыки, различные стили мышления и социального взаимодействия. Следовательно, тема компетенций будущего – это не только дань времени, но и уже знакомая реальность экспертов в области оценки персонала, начинающая играть новыми красками.

Павел и заключительный вопрос. На ваш взгляд, какая ценность заключается в оценке и развитии компетенций будущего?

Ценность получает сам сотрудник, он лучше понимает себя, точно может сформулировать свое текущее карьерное положение, план развития и задачи, которые ему предстоит решать. Организация же сможет оценить, насколько тот или иной эксперт или руководитель подходит для работы в определенных условиях, для решения определенных задач. На макроуровне эта тема важна для культуры деловых отношений, социального взаимодействия и развития управленческих практик. Ведь любая система компетенций – это единый язык общения и оценки качества деятельности. Поэтому от оценки компетенций будущего выигрывают самые разные стейкхолдеры бизнеса.

Встреча Hogan club "Метакомпетенции будущего: хайп или новая реальность?"

Почему сейчас на сцену оценки и развития персонала выходят метакомпетенции? Какие домены метакомпетенций существуют для должностей разного уровня? Как метакомпетенции можно соотнести с методологией Hogan?

Приглашаем Вас обсудить эти вопросы на сессии Hogan club 31 марта в 17:00!