Применение психометрики в предтренинговой диагностике и ее роль в эффективности обучения

Большинство организаций давно и активно интегрируют тренинги в комплексные программы развития своих сотрудников. И тренер, и методолог в процессе подготовки к тренингу сталкивается с ключевыми вопросами, необходимыми для разработки эффективного сценария:

  • какие навыки должны быть освоены участниками,
  • какой будет состав группы,
  • как должен проходить тренинг, чтобы соответствовать целям и задачам.

Если на большинство вопросов такого рода можно получить ответы на встрече с заказчиком при снятии запроса, то ряд вопросов все равно будут зависеть опыта, подготовки и гибкости тренера. Насколько сильно нужно будет адаптировать программу к конкретной группе в момент проведения? Могут ли какие-то сложности и противоречия между участниками помешать достижению участниками результатов? И можно ли как-то заранее изучить группу, ее специфику и личностные особенности ее участников?

Эти задачи при подготовке тренинга решаются с помощью правильно проведенной предтренинговой диагностики.

Что такое предтренинговая диагностика?

В широком педагогическом смысле предтренинговая диагностика – это комплекс диагностических методик, осуществляемых до тренинга, и направленных на то, чтобы сделать его максимально эффективным и подходящим для обучаемого. Целями диагностики может быть как формирование групп по единому принципу, так и адаптация тренинга под задачи, потребности и уровень группы. И действительно, важным условием эффективности тренингового процесса является возможность формирования групп по тем критериям, которые соответствуют целям и программе тренинга. Подобная практика комплектования групп предполагает этап оценки определенных знаний, навыков или компетенций будущих участников. Для решения этой задачи для диагностики применяют различные подходы: метод 360 градусов, психометрическая оценка компетенций, ассессмент-центр, интервью по компетенциям и тд.

Проведение предтренинговой диагностики помогает заранее подготовить участников к сути обучения, тем самым максимально повышая их вовлеченность и отклик на тренинг. Этот процесс в психологии называется «эффектом знакомства с объектом» или принцип знакомства.

Эффект знакомства с объектом предполагает формирование симпатии или доверия к более знакомому объекту/информации. А если всё-таки объект вызвал сопротивление на этапе знакомства, то хорошо, чтобы негативные эмоции были выражены заранее, а уже потом на тренинге мы будем взаимодействовать с “остывшим” человеком . Иными словами, если на этапе предтренинговой диагностики будут оцениваться компетенции, которые будут развиваться в тренинге, то участники уже заранее будут удерживать в фокусе своего внимания данные компетенции, что благоприятно скажется на их восприимчивости и позитивном отношении в процессе обучения.

Какие еще преимущества дает грамотно проведенная предтренинговая диагностика, кроме выявления уровня знаний, компетенций, сильных сторон и зон развития?

При формировании группы необходимо также учитывать личностные особенности участников, которые играют существенную роль при проведении групповых программ. Важным преимуществом предтренинговой диагностики является то, что она может дать ответ на вопрос о том, какие свойства личности участников способствуют, а какие препятствуют эффективному групповому взаимодействию.

Опыт использования групповых форм работы показывает, что наибольший эффект наблюдается тогда, когда группа укомплектована по принципу гетерогенности, то есть разнородности ее участников в плане личностных характеристик. Если  в группе собираются участники, обладающие разнообразными личностными качествами по принципу противоположности или взаимодополняемости, то в тренинге будет наблюдаться более активный интерес к упражнениям, более разнообразные ожидания к содержанию занятий, наличие разнообразных моделей поведения, которые участники смогут перенимать друг у друга, чем в группе с гомогенной структурой.

Для оценки личностных характеристик людей широко применяются личностные опросники, чаще всего базирующиеся на пятифакторной модели личности («Большая пятерка»), и позволяющие быстро, качественно и эффективно провести оценку участников.

И, наконец, еще одним значимым преимуществом, которое дает предтренинговая диагностика, является то, что она позволяет подобрать наиболее комфортный, полезный и увлекательный формат для участников, тем самым повышая вовлечённость группы в процессы обучения. На выходе наблюдается более высокая эффективность тренинга, поскольку вовлеченный участник — это активный и мотивированный участник образовательного процесса.

Таким образом, основными задачами предтренинговой диагностики являются:

  • Выявление текущего уровня развития знаний, компетенций и навыков;
  • Подбор оптимальной тренинговой программы для группы участников;
  • Диагностика особенностей организационной культуры, мотивов и ценностей, психологического климата группы/команды;
  • Выявление личностных характеристик участников для дальнейшего формирования групп или адаптации блоков обучения под уже сформированную группу;
  • Подготовка участников к сути обучения, формирование положительного настроя группы;
  • Поддержание внутренней мотивации участников к обучению и их вовлечённости в процессы обучения через подбор комфортного и увлекательного для участников формата обучения.

Какие психометрические инструменты можно использовать для предтренинговой диагностики

Психометрические тесты по оценке личности и когнитивных способностей – отличный инструмент для всесторонней оценки людей. Современные психометрические опросники не только могут помочь понять поведение человека – его стиль мышления, стиль руководства, стиль коммуникации и т.д., – но и позволяют оценить потенциал человека по компетенциям на основе его когнитивных способностей и личностных характеристик.

Помимо оценки потенциала, психометрические тесты помогают увидеть риски, связанные с поведенческими особенностями сотрудников – от прямых рисков деструктивных моделей поведения в стрессовых ситуациях до рисков наличия/отсутствия определенных моделей поведения и недостаточной проявленности нужных компетенций.

Инструментом, который позволяет на этапе предтренинговой диагностики решить большинство поставленных задач, является психометрическое онлайн-тестирование ПрофиЛидер.

Применение ПрофиЛидер в ходе подготовки к проведению тренинга может отличаться в зависимости от целей и задач самой диагностики.

Если основной ее целью является изучение участников с точки зрения предстоящей групповой динамики, обучаемости группы, понимания специфики предстоящей коммуникации между участниками, и даже возможных конфликтов между ними, то на этапе подготовки к проведению тренинга рекомендуется провести всестороннюю оценку личности по модели ПрофиЛидер, которая включает:

  • оценку личностных характеристик;
  • оценку когнитивных способностей;
  • оценку деструкторов.

В этом случае предтренинговая диагностика с помощью ПрофиЛидер включает следующие этапы:

  1. Определение целей и задач предварительной оценки участников. Например, формирование гетерогенного состава участников тренинга, подготовка дидактических материалов с учетом специфики группы, уточнение форм и методов работы с группой, определение конфликтного потенциала и соответствующая подготовка к «трудным» участникам.
  2. Прохождение участниками онлайн-тестирования на платформе ПрофиЛидер (до 30 минут на человека).
  3. Формирование на основе результатов тестирования индивидуальных или групповых отчетов с оценками по личностным и когнитивным шкалам и шкале «Деструкторы».
  4. Проведение тренером или методологом анализа профиля группы или индивидуальных профиля участников в соответствии с установленными целями и задачами предтренинговой диагностики.
  5. Проведение индивидуальной обратной связи для всех или требующих особого внимания для групповой динамики профилей участников до проведения тренинга.

При втором сценарии, когда основной целью предтренинговой диагностики является понимание уровня развития компетенций группы для подбора наиболее эффективной программы или оптимизации каких-то ее блоков, тогда оптимальным решением будет проведение оценки по компетенциям из библиотеки ПрофиЛидер. Готовая библиотека компетенций ПрофиЛидер содержит 40 компетенций, распределенных по 4 сферам:

  • сфера личных качеств;
  • сфера межличностного взаимодействия;
  • профессиональной эффективности;
  • сфера лидерства.

При проведении оценки по компетенциям на этапе предтренинговой диагностики добавляются следующие этапы:

  1. Определение пула задач, решаемых путем оценки компетенций. Например, формирование группы по уровню проявленности компетенций, подбор сценария или адаптация тренинга под конкретную группу, определение ярко выраженных и «западающих» компетенций, приоритетных для проработки, предварительное «знакомство» группы.
  2. Выбор компетенций из библиотеки ПрофиЛидер для проведения оценки в соответствии с целями и задачами;
  3. Формирование профиля из выбранных компетенций.
  4. Прохождение участниками онлайн-тестирования на платформе ПрофиЛидер (до 30 минут на человека).
  5. Формирование на основе результатов тестирования автоматической оценки компетенций, с опорой на результаты по личностным и когнитивным шкалам и шкале «Деструкторы».
  6. Проведение тренером или методологом анализа профиля группы или индивидуальных профиля участников по компетенциям в соответствии с установленными целями и задачами предтренинговой диагностики.
  7. Проведение индивидуальной обратной связи для участников с крайне выраженными низкими значениями по большинству компетенций до проведения тренинга.

Психометрическое тестирование является наиболее удобным, надежным, валидным и научно-обоснованным инструментом для получения необходимой в предтренинговой диагностике информации по группе незнакомых людей. Однако интерпретация результатов должна проводиться только квалифицированными специалистами, во избежание нарушения методологии проведения, интерпретации и применения инструмента.

Тестирование ПрофиЛидер, в частности, дает возможность прохождения обязательной предварительной сертификации для тренеров и методологов, проводящих с его помощью предтренинговую диагностику своих групп.

Эксперты AS Russia регулярно проводят такие сертификационные семинары по методологии ПрофиЛидер, на которых можно освоить:

  • интерпретацию результатов и проведение анализа всех видов отчетов ПрофиЛидер (включая индивидуальные и групповые отчеты);
  • предоставление обратной связи участникам по результатам отчетов ПрофиЛидер;
  • возможности применения тестирования ПрофиЛидер в предтренинговой диагностике.

От грамотно проведенной предтренинговой диагностики во многом зависит успех и эффективность всего тренинга. Знакомый заранее с группой тренер и адаптировавший под нее сценарий может повысить темп обучения, практически исключить возможность непредвиденных сбоев и эффективно нивелировать внутренние противоречия в группе.