Почему менеджеры не справляются — причины самых распространённых ошибок

В двух предыдущих статьях (; ) о самых распространённых управленческих ошибках мы разобрали 11 моделей поведения, из-за которых менеджеры терпят неудачи. Многие наверняка согласны, что такое поведение неэффективно. Почему же оно встречается так часто? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах.

В первую очередь данные модели поведения — это «злоупотребление» удачными стратегиями. Что это значит? Дело в том, что факторы, которые вызывают такое поведение, также позволяют человеку преодолевать препятствия, избегать ошибок и конфликтов, достигать успеха, вдохновлять окружающих, демонстрировать уверенность и компетентность и т. д. В прошлом это помогало человеку решать проблемы и конфликты и добиваться успеха в делах и отношениях. Стратегии, которые приводят к нужному результату и работают в интересах человека, закрепляются. Мы будем использовать их снова и снова в ситуациях, которые покажутся нам сложными, неприятными, враждебными или даже опасными. Это подводит нас ко второй мысли:

Эти модели поведения обычно возникают в условиях стресса.

Как мы уже сказали, эти стратегии поведения могут быть эффективными, если ими не злоупотреблять (а именно так и происходит в стрессовых ситуациях). В противном случае они приводят к противоположному результату и могут испортить репутацию, рабочие взаимоотношения и повлиять на работу. В арсенале человека есть несколько реакций на стресс: «бей», «беги» и «подчинись». Люди либо уклоняются от угрозы, либо борются с ней, либо решают подчиниться человеку или обстоятельствам, создающим угрозу. Каждая из 11 перечисленных управленческих ошибок подпадает под одну из этих категорий.

Что можно с этим сделать?

Роберт и Джойс Хоган, основатели Hogan Assessment Systems, разработали специальную методологию. В результате обширных исследований они выявили 11 контрпродуктивных моделей поведения, так называемых карьерных деструкторов. Чтобы оценить и спрогнозировать склонность сотрудников и менеджеров к деструктивному поведению, они разработали опросник деструкторов Hogan (HDS). С его помощью можно выстроить прочную основу для развития персонала.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙсклонность к злости, раздражению и огорчениям
СКЕПТИЧНЫЙ подозрительность к чужим намерениям и недоверие к сотрудникам
ОСТОРОЖНЫЙбоязнь рисков и нерешительность
САМ В СЕБЕ отстранённость и недостаточные коммуникации с сотрудниками
САМ ПО СЕБЕ замалчивание и скрытое раздражение вместо откровенного диалога
САМОУВЕРЕННЫЙ излишняя уверенность в себе и заносчивость вместе с нежеланием брать ответственность за ошибки
УВЛЕКАЮЩИЙСЯ нежелание признавать ошибки и попытки сгладить ущерб обаянием
ТЕАТРАЛЬНЫЙ доминирование на встречах и отсутствие потребности во мнении подчинённых
С БОГАТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ неумение доводить многочисленные идеи до конца
ПРИЛЕЖНЫЙ дотошность, неумение делегировать и критика в адрес подчинённых
ИСПОЛНЕННЫЙ СОЗНАНИЯ ДОЛГА конформизм и неумение отстаивать сотрудников перед высшим руководством

HDS помогает определить, к какому типу деструктивного поведения склонен человек, и показать, как он чаще всего действует в стрессовых условиях. Удивительно, но это важнейший шаг, который помогает не поддаваться пагубным склонностям и избегать ошибок. Зная свои особенности, менеджеры могут осознанно выбирать другие, более конструктивные реакции, в ситуациях, которые иначе подтолкнули бы их к деструктивному поведению. Со временем и с опытом для этого будет требоваться все меньше осознанных усилий.

Чем может помочь психометрический тест, например, HDS?

Не все деструктивные модели поведения обусловлены одними причинами и проявляются одинаково. Чтобы усилия по саморазвитию не оказались напрасными, человек должен осознавать, как он реагирует на стресс, как его поведение воспринимают окружающие и как можно это исправить. HDS даёт ответы на все эти вопросы. Первый шаг — ознакомиться с категориями деструктивного поведения.

Движение от людей (реакция «беги»): дистанцируясь от людей, человек хочет избежать критики, открытых конфликтов, неудач или демонстрации своей уязвимости (эмоциональный, скептичный, осторожный, сам в себе, сам по себе).

Движение против людей (реакция «бей»): неосознанное стремление затмевать и очаровывать окружающих, манипулировать ими, чтобы «защитить» себя и справиться со своей неуверенностью (самоуверенный, увлекающийся, театральный, с богатым воображением).

Движение к людям (реакция «подчинись»): цель такого поведения — сформировать альянсы и завоевать расположение, чтобы справиться с неуверенностью в себе, избежать критики и справиться со стрессовыми ситуациями (прилежный, исполненный сознания долга).

Следующий шаг — подробно проанализировать каждый выявленный деструктор, узнать, как он связан с опытом человека, и предоставить рекомендации по работе с конкретными типами поведения.