В одной из наших предыдущих статей мы начали дискуссию о значении мотивации сотрудников и познакомились с их движущими факторами. Хотя в идеальной ситуации мы сможем определить конкретные источники мотивации для каждого сотрудника, также полезно познакомиться с некоторыми гендерными отличиями в мотиваторах руководителей, чтобы понять, как их вдохновлять, вовлекать в работу и вознаграждать за отличные результаты.
Assessment Systems Group провела исследование гендерных различий с точки зрения мотивации и ценностей руководителей, чтобы разработать практические советы о том, как рассматривать этот важнейший аспект лидерства.
Согласно Р. Л. Парди (1990), «мотивация лежит в основе действий, желаний и потребностей человека. Мотивация также определяет поведенческие склонности или причины, по которым человек повторно демонстрирует то или иное поведение».
В качестве основы для количественного анализа мотивации мы использовали опросник мотивов, ценностей и предпочтений (MVPI) Hogan Assessments. Этот опросник помогает описать рабочую мотивацию, связанную с результатами деятельности, среди которых организационная адаптация, удовлетворённость работой и профессиональный успех (Hogan & Hogan, 2010 г.). MVPI — это проверенный психометрический инструмент оценки. Результаты опросника показывают, что движет сотрудниками, какие ценности для них важны и какой вид деятельности или рабочую обстановку они предпочитают. Он состоит из следующих шкал, представляющих мотивационные факторы.
ПРИЗНАНИЕ
реагирует на внимание, одобрение, похвалу
ВЛАСТЬ
стремится к успеху, достижениям, статусу, контролю
ЖАЖДА НАСЛАЖДЕНИЙ
ориентирован на развлечения, удовольствие, наслаждение
АЛЬТРУИЗМ
стремится помочь другим людям и внести вклад в развитие общества
ПРИЧАСТНОСТЬ
ищет возможности социального взаимодействия, от которого получает удовольствие
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
действует в соответствии с твёрдыми личными убеждениями
БЕЗОПАСНОСТЬ
нуждается в предсказуемости, структурированности и порядке
КОММЕРЦИЯ
заинтересован в деньгах, капиталовложениях, бизнес-возможностях
ЭСТЕТИКА
озабочен внешним видом, качеством, дизайном продукта
НАУКА
стремится к знаниям, исследованиям, изучению технологий, данных
Мы использовали свою базу данных за 2005–2017 годы, которая включает более 40 000 опросников MVPI, заполненных респондентами из Центральной и Восточной Европы и стран СНГ. Охват аудитории включал представителей от нижних звеньев управления до топ-менеджмента. На основе этой базы была создана случайная выборка (более 3 900 опросников) с равным количеством респондентов мужского и женского пола и одинаковым числом участников из каждой страны: Чехии, Сербии, Венгрии, России, Словакии и Польши.
Мы хотели получить ответы на следующие вопросы.
Существуют ли гендерные различия с точки зрения мотивации и ценностей в странах Центральной и Восточной Европы?
Существуют ли различия в мотиваторах и ценностях руководителей в каждой из стран: Чехия, Сербия, Венгрия, Россия, Словакия и Польша?
Какие источники мотивации наиболее важны для женщин-руководителей в данном регионе?
Какие источники мотивации наиболее важны для мужчин-руководителей в данном регионе?
Представляем вам первые результаты.
Отличия между мотиваторами мужчин-руководителей и женщин-руководителей
Наш анализ показал, что существуют статистически значимые различия между некоторыми мотиваторами мужчин и женщин.
Результаты указывают на то, что женщин-руководителей большее мотивируют следующие факторы:
- Признание
- Жажда наслаждений
- Причастность
- Эстетика
Согласно результатам анализа, для мужчин-руководителей более важны следующие мотивационные факторы:
- Коммерция
- Альтруизм
- Традиционализм
- Власть
Заметим, что между мужчинами и женщинами не было существенных различий по шкалам «Наука» и «Безопасность», то есть они в равной степени мотивированы этими факторами.
Важнейшие мотиваторы для мужчин и женщин-руководителей
Кроме того, мы провели ранжирование мотиваторов для каждого пола, чтобы выяснить, насколько важен каждый из них для женщин и мужчин-руководителей. Итоги перед вами (от самых высоких до самых низких средних оценок).
Рейтинг мотиваторов мужчин-руководителей
- Коммерция
- Власть
- Традиционализм
- Безопасность
- Альтруизм
- Эстетика
- Наука
- Признание
- Причастность
- Жажда наслаждений
Рейтинг мотиваторов женщин-руководителей
- Власть
- Признание
- Эстетика
- Безопасность
- Причастность
- Наука
- Коммерция
- Жажда наслаждений
- Традиционализм
- Альтруизм